perchvoj (perchvoj) wrote,
perchvoj
perchvoj

Categories:

О чём речь

«Из наблюдения над каплей воды
логически мыслящий ум может вывести
существование Атлантического океана
или Ниагарского водопада, не видев ни того,
ни другого и никогда о них не слышав»
Артур Конан Дойл

Вначале были звуки и жесты! А уж потом – слова, речь и речевое общение. И оно превратило нас в современное человечество. Без речевого общения МЫ остановились бы в развитии и… не выбились бы в ЛЮДИ.
Без речевого общения МЫ остались бы одним из неперспективных биологических видов, а с ним - превратились в современное человечество с его достижениями и проблемами! Вот Вам и речевое общение! Это ли не «волшебная палочка»? Это ли не сокровище, которым надо дорожить и которое надо изучать?
Так Его и изучают давно и глубоко в разных науках. Изучают вдоль и поперек. В такие глубины, в такие дебри забрались! Пожалуй, что ничего неизвестного и не осталось… Или осталось?... Конечно, осталось! Ведь знаем же, что «процесс познания бесконечен». И, значит, вопросов всегда больше, чем ответов. И чтобы уменьшить количество вопросов, один из них я задал себе. А чтобы уменьшить количество ответов - попробовал на свой же вопрос ответить.

Вот смотрите. Речевое общение – это наша жизнь, повседневность наша. Всегда и везде вы, если не спите и не в одиночестве, то слушаете…, а то и говорите... И слова, достигшие ваших ушей, и слова от вас исходящие – это речевые информационные сообщения. Вы ими обмениваетесь, чтобы получить достоверную, интересующую вас, информацию. Она важна, поскольку её знание или незнание влияет на принимаемые вами решения.
Но в словах, в речи, содержится не только интересная вам информация, но и информация, к которой вы равнодушны. Важной для вас смысловой нагрузки она не несёт, но зато в ней скрыта смысловая нагрузка второго (более глубокого) плана.
В словах, оказывается, отражены объективные реалии; реалии, в которых слова формировались. И слова рассказывают об этих реалиях, рассказывают о Мире, в котором были придуманы; рассказывают о Мире, в котором мы живём. Вот именно эта, скрытая от невнимательных глаз смысловая нагрузка, содержащаяся в словах, меня и заинтересовала. И мои вопросы, в связи с ней, можно сформулировать так: «А о чём, собственно, слова? О чём мы говорим? О чём речь?»
Приехали… да? И всё же…, всё же попробуем ответить. И начнём сначала; со слов.

Итак, слова! Их тысячелетиями придумывали всем миром, всем человечеством. Их всегда сочиняли и сочиняют творческие, склонные к сочинительству, люди. Таких, разумеется, много, и словарь - продукт коллективного творчества. Удачные вошедшие в обиход слова пополняют словари( = сборники слов); устаревшие слова заменяются новыми; а неудачные - отсеиваются.
Зарождающийся язык поначалу беден и содержит преимущественно конкретные существительные и глаголы. Развиваясь, язык обогащается, и количество слов в нём увеличивается. Пока язык жив – жив и его словарь; и он обновляется и пополняется.
В общении наших пращуров жестов было больше, чем слов. Гораздо больше! Почему? Потому, что слова ещё не придумали, а выразить мысль и накал страстей хотелось. Жестикуляция - настолько заразительная штука, что и сегодня многие ею пользуются. И даже в спокойном состоянии. М..да.

Но…, вернёмся к словам. О чём же пращуры говорили? О том, что воспринимали органы чувств. А воспринимали они, лежащую на поверхности конкретику.
Вот, например, глаза. Что они видели-воспринимали?
Соплеменников видели. Вон их сколько, и каждому придумали имя. У каждого - голова, руки, ноги, глаза, уши… другие органы. И всё это нужно было как-то назвать. И называли конкретными словами - существительными.
Ещё видели разных зверей, птиц, рыб, другую живность... Им тоже придумали имена - существительные.
Горы, камни, пещеры, моря, реки, деревья, плоды, ягоды, травы, коренья, еда разная – это ведь тоже имена существительные. Вода и огонь - тоже.
Ну, и что из всего этого? А то, что перечисленное и многое другое – суть объекты, занимающие часть пространства; т.е. пространственные объекты. И у каждого есть название.
Но пространственные объекты размещены в пространстве, и поэтому об ориентации в пространстве( = направо, ниже, дальше, глубже, где, куда… ) и о пространственных параметрах( = высота, объём, дистанция… ) тоже говорили и употребляли для этого, помимо перечисленных, множество разных слов.
Невозможно перечислить все слова (из словаря), связанные с пространством и пространственными объектами. Но определить принадлежит ли конкретное слово названному множеству слов можно следующим образом:
Если смысл слова невозможно объяснить вне пространства, то оно обозначает, либо связь с пространством, либо пространственный объект. Примеры таких слов: угол, пружина, тропинка, травинка, синий, шероховатый, высокий, лёгкий, влажный…
Иногда определить принадлежность слова сразу не удаётся. В этом случае, полезно перейти к родственным по смыслу словам. Например, слово «тяжесть». Связь его с пространственными объектами сразу неочевидна. Но если перейти к прилагательному «тяжёлый», то тотчас напрашивается словосочетание «тяжёлый объект».

Но что ещё видели пращуры? Движение - т.е. перемещение объектов с одного места на другое. Всё живое перемещалось: ходило, бегало, прыгало, летало, плавало… Текла( = перемещалась) вода. Форма пламени непрерывно менялась. Напор ветра приводил в движение объекты.
Но действие, движение, перемещение… – это процессы. И поскольку перемещение требует времени и заметить его можно только по истечении времени, - то это временные процессы.
Кстати, процессы бывают только временными, представить какие-то другие процессы, т.е. процессы вне времени невозможно!

А ещё пращуры ощущали и ощущения обозначали словами. И тут уместно напомнить, что наши (и не наши) органы чувств ощущают не мгновенно. Ощущения – это процессы, требующие времени, т.е. это тоже временные процессы. Таким образом, видеть, слышать, осязать, обонять и вкусить – суть временные процессы.
Для обозначения временных процессов используют глаголы. Все глаголы – временные процессы. Отмечу, что временные процессы описывают не только наличие, но и отсутствие движения( = стоять, лежать… ), поскольку в отсутствии движения нужно убедиться (т.е. нужно время). Поэтому, например, в словосочетании «стоит дом» глагол «стоит» - временной процесс.
Отглагольные существительные, т.е. существительные, образованные от глаголов, тоже описывают временные процессы. Примеры: сон, щелчок, бег, радость, игра, спор, дружба – это процессы.
Временные процессы (по аналогии с пространственными объектами) описываются словами, смысл которых невозможно объяснить вне времени. Примеры: спорт, горячо, кисло, когда, утро, закат, медленно, мороз, февраль, статика, пока…
Отмечу, что много слов, используются и для описания объектов, и для описания процессов. Например, наряду с «химическим» процессом, существует «химический» состав вещества( = объекта). «Интервалы» бывают пространственными и временными.

Мы начали с того, что пищу для словообразования пращурам доставляли органы чувств. И поскольку ничего, кроме, размещённых в пространстве объектов и, связанных с их движением, временных процессов, пращуры не ощущали, то первые их слова (и речь) были очень конкретны; без умствования! Они были, конечно, и примитивны, поскольку отражали примитивные представления древних носителей языка о Мире.
Со временем, ощущаемое органами чувств, осмысливалось и анализировалось, появились абстрактные понятия и речь обогатилась. И совершенно точно можно сказать, что слово «разбег», например, не говоря уже о слове «скорость» не были в речи древних первыми.

Но самое главное, однако, состоит в том, что и на заре развития человечества, и сегодня формальное содержание нашей речи составляют пространственные объекты и временные процессы. И ничего более! Почему? Потому что мы живём в таком Мире, в такой Вселенной! Во Вселенной, где есть пространство и время. И было бы странно, если бы они не повлияли на формирование нашей речи и в ней бы не отразились. И они, конечно же, повлияли, и, конечно же, отразились. И при скрупулёзном анализе их можно разглядеть и исследовать.
Subscribe

  • С Днём Победы

    Я потерял на войне папу и трёх дядей. Не видел их живыми, не слышал их голосов, не говорил с ними... Война всего этого меня лишила! У погибших война…

  • Военное детство

    Моя предыстория. Истории жизни каждого человека предшествует предыстория. В частности, моя предыстория – это история моего появления на…

  • Первые каникулы

    В среду 25-го мая 1949-го года в черниговской школе №3 завершился очередной учебный год. И в ту же среду я окончил свой первый школьный класс, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments